Юлия Пырина Психолог

Гордость за фамилию, или что делать, если дразнят твоего ребенка

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Данная статья была опубликована в "Газета 470" (от 08.07.2015г.). Читатели спрашивают: "Юлия Александровна, мой сын учится в начальной школе. Я его воспитываю одна. Его дразнят. Склоняют его фамилию. Он ранимый, добрый, ему очень тяжело. Сейчас он находится в летнем лагере. Сначала было все нормально, теперь его дразнят и там. Он очень подавлен, переживает, просит меня сменить ему фамилию. Что нам делать? Дарья Л."


Дарья, смена фамилии не выход.
На мой взгляд, все дело в нерешительности ребенка, в неуверенности в себе, в неумении дать отпор, отсутствии навыков общения со сверстниками, на это вам нужно обратить внимание. Иначе дразнить не перестанут. Пример тому то, что сейчас происходит в лагере. 


Что делать?

- Для начала, задумайтесь, какую реакцию на происходящее видит в вас ребенок? Ваша личная реакция может умножить его переживания, или облегчить. Старайтесь не насаждать ребенку свои собственные эмоции. Излучайте уверенность и спокойствие, не вините ребенка, не высмеивайте, не вводите себя и его в состояние паники. 

- Ребенок должен знать, что бы ни случилось, в вашем лице он всегда найдет поддержку, сопереживание.
Покажите сыну, что вы понимаете и принимаете его чувства. В общении используйте активное слушание («Да, тебе, наверное, было неприятно, когда ребята дразнили тебя»). 

Вероятно, болезненная реакция ребенка на обидчиков вызвана тем, что он не ощущает поддержки в семье. Вы пишите, что воспитываете ребенка одна, тем не менее, ребенок должен знать о своем отце. Особенно, если он носит его фамилию, которая является объектом насмешек. 

- Необходимо укрепить веру ребенка в ценность его фамилии. Например, вместе напишите родословную по мужской линии, где будет прадед ребенка, дед, отец и он сам. Расскажите о каждом представителе что то интересное, хорошее, а может быть и выдающееся (например, кто-то был отличным врачом, спортсменом, участвовал в войне). 

Цель - дать ребенку ощущение принадлежности к роду, его поддержки, гордости за то, что носит эту фамилию. 
Постарайтесь объяснить сыну, что изменить фамилию это как отказаться от своего рода, представителем которого он является, без прошлых поколений не было бы его. Желательно, чтобы отец ребенка поддержал вас. 

- Подберите информацию о знаменитых однофамильцах. Порассуждайте с ребенком, как многого добились эти люди именно с такой фамилией.

- Придумайте вместе «дразнилки» на другие фамилии, чтобы ребенок увидел - не в фамилии дело и дразнить могут не перестать. 

Почему дразнят именно его? 


Что он демонстрирует окружающим (уверенность в себе или нет). Нет ли в поведении вашего ребенка провоцирующих действий, над корректировкой которых стоит поработать. 

Или, наоборот, возможно, ему не хватает умения продемонстрировать какие-то качества и способности, которыми он владеет лучше всех в классе. 

Объясните сыну, если человека дразнят, это, скорее всего, проблема тех, кто это делает, что так поступают люди слабые и трусливые. Счастливый и довольный собой и уверенный в себе человек не станет дразнить другого.
Взрастите в сыне уверенность в своих силах. 

Как это сделать?

- Заниматься спортом, который нравится ребенку.

- Найти дело, в котором ребенок будет успешен. Например, шахматы, рисование, конструирование и т.д. 

- Формировать навыки общения. Находясь среди других сверстников (не одноклассников), и проявляя свои лучшие качества (благодаря занятиям, в которых успешен), он постепенно приобретет навыки общения.

- Изменить привычное поведение ребенка. Научить вести себя убедительно с обидчиками. Это нелегко, но возможно путем долгих тренировок при вашей помощи. 

Как вести себя с обидчиками?

1.Уверенно: высоко держать голову, стоять прямо и смотреть ему в глаза. Твердым, спокойным голосом попросить прекратить это: «Ты дразнишь меня. Перестань!», «Уйди!». 

2. Игнорировать (например: уйти, не взглянув; посмотреть на что-то другое и засмеяться; сделать вид, что это не волнует; сохранять спокойствие)

3. Отвечать на оскорбление требовательным вопросом: «Почему ты сказал это?» 

4.Обращаться со слов «Я хочу» и уверенно, убедительно излагать: «Я хочу, чтобы ты перестал меня дразнить». 

5. Соглашаться, например: «Да, это моя фамилия и я ей очень горжусь. У моего папы такая же фамилия, и он (что то хорошее про отца, например, он хороший спортсмен и т.д.).

6. Смеяться. Так даете понять, что это не задевает. При этом можно спросить: «Ну и что?», «Да что ты!», «И что дальше?», «Спасибо, что просветил меня». Произносить как можно более равнодушно.


И еще.

Не стоит прямо вмешиваться в детские конфликты. Это может дать повод обзывать ребенка «ябедой», «стукачом». Возможно, дразнить перестанут, но могут объявить бойкот. 
Выяснение отношений с родителями обидчиков может привести к скандалу, а вам это вряд ли нужно. А вот учителей, или воспитателей в лагере, стоит поставить в известность (для того, чтобы они не напрямую, а косвенно, со всеми детьми поговорили о правилах и нормах поведения в обществе).

Дарья, желаю вам терпения, вам предстоит много трудиться и это благородный труд, ведь вы воспитываете личность.
 
 

Комментарии
wertgeim
У папы Финтифлюшкина,
У мамы Финтифлюшкиной,
У сына Финтифлюшкиных
(Ему девятый год!) -
Не драма, не комедия,
А личная трагедия:
Семейную фамилию
Малыш не признает.
Конечно, Финтифлюшкины
Совсем не то, что Пушкины...
Но все же Финтифлюшкины -
Рабочий русский род:
Он был прославлен предками
Кондитерами редкими,
Их плюшками, ватрушками
И чудо-финтифлюшками -
Что сами лезли в рот.
Но Феде Финтифлюшкину
Нет дела до того,
Поскольку друг за дружкою
Все дети Финтифлюшкою
Теперь зовут его.
Как жить с такой фамилией
И как ее терпеть?
Вот хорошо бы личную,
Совсем, совсем обычную,
Серьезную, приличную
Фамилию иметь!
Бывают же фамилии
Без разных глупых слов:
Ну, скажем, просто Сидоров!
А лучше - Иванов!
Но так уже положено,
Что там, где есть семья,
Там папина фамилия
И мамина фамилия -
Семейная фамилия,
А стало быть, твоя!
А Феде Финтифлюшкину
Я свой совет даю:
Носи, малыш, с достоинством
Фамилию свою!
А если ты научишься
Работать и мечтать,
Великим Финтифлюшкиным
Ты в жизни можешь стать!

(С. Михалков)

Лучше на эту тему не скажешь!
№1 | 21 февраля 2016
Реуцкая Инга Геннадьевна
Простые и понятные рекомендации. Спасибо!
№1 | 21 февраля 2016
Гоглев Сергей Николаевич
В школе, классе в пятом, я встал и сказал во время урока:
ну понимаю, можно назвать меня Гоголем на литературе... но на математике-то зачем дразниться?
вроде перестали ))))
№1 | 21 февраля 2016
Алёна Любимова
Спасибо! Интересная статья)
№1 | 21 февраля 2016
Светлана Правдина
Хорошие рекомендации! Спасибо!
№1 | 22 февраля 2016
Фролова Мария Геннадьевна
Спасибо, интересная статья и отличные рекомендации!!!!
№1 | 22 февраля 2016
Юлия Купрейкина
Какой любопытный запрос. Прочитала с интересом и поделюсь с клиентами.
№1 | 22 февраля 2016
Gianluca
мужчину с малых лет /3-5/ необходимо начать обучать защищать себя - близких как от пассивной агрессии -приведённой свыше -так и от активного её проявления- это позволит на эдиповом- генитальном и далее периоде взросления личности использовать правильную конфронтацию ... конфликтность -взамен стратегии избегания -ухода в изоляцию и как следствие появления самобвинения - чувства вины и стыда за недостаточную самореализацию при удовлет. своих потребностей. Росту чувства уверенности и ассертивности прекрасно помогает в ранний период созревания для мальчишек -восточные единоборства и всё что связано с достижением п.результатов через дискомфорт ... боль ... чувство соперничества и победы -и как следствие -приобретение личностью качеств лидерства и харизмы ...
№1 | 22 февраля 2021
Юлия Пырина
Demis, спасибо за ваш комментарий
№1 | 23 февраля 2021
[ добавить комментарий ]