Юлия Пырина Психолог

Как воспитать самостоятельного ребенка

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Данная статья опубликована в "Газета 470" (от 18.05.2016 г. г. Нижний Тагил). Читательница Евгения А. спрашивает: "Юлия Александровна! Моему сыну 6 лет. Он очень не самостоятельный. Я многое делаю за него (одеваю, чищу зубы и т.д.). Понимаю, что ему скоро в школу и все время я его контролировать не смогу, но, честно, не доверяю ему. Он ничего не умеет и плохо справляется с тем, что делает. Я сделаю лучше и быстрее. Когда он делает сам, я раздражаюсь, даже кричу на него. А сейчас, когда я прошу его делать самостоятельно, например, одеваться – он капризничает, как малыш 2-3-х летний. Подскажите, что делать?"

 

Евгения, в этот период проходит очередной возрастной кризис. В чем он выражается:

- резкой сменой поведения (не слышит взрослых, пререкается, оговаривается, кривляется);

- быстрой утомляемостью (либо чересчур активен, либо замыкается в себе);

- проявлениями раздражительности, нервозности, необъяснимых вспышек гнева и ярости;

- стремлением подражать во всем взрослым;

 

- изменением стиля познания мира (игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению);

- обучением осознанию своих эмоции (он понимает, что он испытывает в данный конкретный момент и в связи с чем);

- болезненными переживаниями, если внутреннее «Я» не соответствует идеальному (раньше было достаточно быть уверенным в том, что он лучше всех, теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Оценивает себя через  реакцию окружающих на свое поведение и критично оценивает);

- появлением кумиров, которым ребенок активно подражает.

Опасности этого периода

В это время ребенок испытывает серьезные внутренние переживания (может послужить причиной его замкнутости или, излишней активности).

Самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно (самолюбие ребенка еще очень уязвимо).

Подражая кумиру, ребенок копирует не только его положительные, но и отрицательные черты и поступки.

Появление тревожности и страхов, неуверенности в себе, так как в стремлении во всем подражать взрослым, зачастую переоценивает свои возможности

Благоприятные периоды для воспитания самостоятельности:

- возраст «Я сам» (2-3 года);

-вступление в школьный возраст (7 лет);

- начало подросткового периода (11-12 лет).

 Евгения, если в период 2-3 лет воспитанию самостоятельности не уделялось должного внимания, то сейчас самое время.

Как это начинается

В возрасте 2-3 лет ребенок впервые осознает, что он самостоятельный, отдельная от родителей личность. Начинает проверять границы самостоятельности (что может сам и какова реакция взрослых на его поведение).

Реакция родителей:

- всё запрещать в целях безопасности (снижает познавательную активность, инициативу. Ребенок вырастает несамостоятельным, полагающимся на других, не на себя. Либо получается человек с двойной моралью: дома –тихоня, вне дома –агрессор (или наоборот). 

-все разрешить (жизнь сама все сделает). Данный подход учит ребенка принимать на себя ответственность за все свои поступки, но тогда родители – как сторонние наблюдатели и  ребёнок рискует просто погибнуть или покалечиться. (В этом возрасте ребенок еще не может «брать на себя ответственность за все свои поступки» – и воля у него еще не развита, и способность предвидеть последствия своих действий тоже формируется постепенно, благодаря сопровождению родителей).

И то и другое – неконструктивно. Что делать?

Некоторые шаги в воспитании самостоятельности.

Четко обозначить границы: ребенок должен понимать что «нельзя», и что «можно». При этом не запрещать категорически, а объяснять, почему нельзя.

Все время быть в диалоге с ребенком. Использовать техники эффективного общения:

-активного слушания (отражает что, по-вашему мнению, чувствует ребенок), например: «я вижу ты расстроен, тебе очень хочется пройти по луже. Выбирай, мы можем долго гулять, или пройти по луже, но сразу пойдем домой и т.д. »;

 -«Я-высказывания» (говорит о том, что вы чувствуете и не оценивает ребенка). Например: «Я очень беспокоюсь, когда вижу, что ты идешь по луже, так как думаю, что ты простудишься, а мне бы хотелось, чтобы ты рос здоровым и сильным, в свою очередь, я всегда тебя поддержу…»;

Не ругать за нарушения, а объяснять, что не так и каковы последствия. Общаясь так, вы учите его здоровым коммуникациям (если запрет, наказание, крик – ребенок поймет, что он плохой и что на эмоциях можно общаться). Например, оберегая ребенка от неприятностей, вы запрещаете какое-то его поведение: «Не лезь!» Ребенок слышит лишь категорический запрет, а не ваше беспокойство. А можно сказать по-другому: «Я очень беспокоюсь, что ты простудишься, поэтому прошу тебя не идти по луже, понимаю, что тебе очень хочется, но если ты простынешь, мы не сможем несколько дней гулять и т.д.»;

Не подавлять детскую волю (капризничает не потому, что  вредный, а потому, что не удовлетворена какая-то потребность, как особенность развития);

Различать, где капризы, а где  манипуляции. Например, не получается одеваться самому и начинает канючить. Проявите терпение, понимание, предложите выбор (пуговку ты, пуговку я), используйте технику активного слушания, например: «я вижу, ты очень расстроен, что не получается» (верно),  «Ты неумеха» (неверно).

Продолжение в следующей статье